Интервью благочинного Нижнесергинского церковного округа иерея Максима Крылова к празднику Воздвижения Креста господня.

27 сентября Православная Церковь прославляет событие Воздвижения Креста Господня. Храм в г. Нижние Серги в 1907 г. был освящен в честь этого праздника. Помолиться вместе с нижнесергинцами в эти дни прибудет Высокопреосвященнейший Кирилл Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский. Накануне предстоящих событий мы посетили Крестовоздвиженский Храм и расспросили его настоятеля иерея Максима Крылова, благочинного Нижнесергинского церковного округа об истории церковного праздника, визите Митрополита Кирилла и о жизни приходов Нижнесергинского благочиния.

Корреспондент: о.Максим на дверях Храма висит объявление, что 27 сентября в Крестовоздвиженском Храме богослужение совершит Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Расскажите, с чем связан визит Митрополита в Нижние Серги?

Иерей Максим: 27 сентября Православная Церковь воспоминает Воздвижение Креста Господня. Наш Храм освящен и носит имя этого праздника, поэтому является для нас Престольным, то есть главным храмовым праздником. Наш Владыка Митрополит Кирилл с Архипастырским Визитом пребудет в Нижние Серги для того, чтобы совершить Божественную Литургию, разделить радость праздника с общиной православных людей города и преподать свое Архипастырское благословение.

Корреспондент: о.Максим, а Митрополит Кирилл – это высокое начальство, как генерал в армии, вы наверное переживаете в связи с предстоящим визитом?

Иерей Максим: Владыка Кирилл в июне 2012 года рукоположил меня во иереи к Храму св. равноапостольной вел. княгини Ольги в поселке Дружинино. И в этом же году, на Крестовоздвижение, впервые мне в качестве настоятеля представилась возможность готовить храм к Архиерейской службе. У храма на тот момент не было колоколов, и нам пришлось за несколько дней сколотить наземную звонницу, а колокола позаимствовать у храма в соседнем селе.

Владыка митрополит Кирилл проявляет о молодых священниках отцовскую заботу, поддерживает, помогает, но иногда бывает строг, когда это необходимо. Надо понимать всю нагрузку и ответственность святительского служения, Владыка Кирилл устает больше всех в Екатеринбургской Митрополии. Божественную Литургию мы на приходах совершаем обычно трижды в неделю, а Владыка почти каждый день, при этом в разных приходах своей Епархии. Владыка Кирилл едет к себе на приход, который лишь вверен моему попечению, и не хотелось бы огорчать нашего Владыку своей неорганизованностью.

Корреспондент: О. Максим, расскажите о предстоящем празднике, что значит слово «Воздвижение»?

Иерей Максим: В 326 году царица Елена, мать императора Константина, приехала в Иерусалим для того, чтобы найти Крест, на котором был распят Иисус Христос, наш Спаситель. Найти крест получилось не сразу, поскольку прошло уже много времени с тех пор, как Христос был на нем распят. Но удалось найти очевидца, старого еврея, который показал, что Крест спрятан под языческим капищем. После того как Крест откопали, патриарх Иерусалимский Макарий поднял его для всеобщего поклонения – воздвиг. И с тех пор Святая Православная Церковь чтит этот день Воздвижения, с которого и началось всецерковное почитание Креста Господня.

Корреспондент: Удивительно, что Храм в г. Нижние Серги назван в честь этого события. Как Вы думаете, с чем это связано?

Иерей Максим: На Урале это не единственный случай, в г. Верхотурье в Свято-Николаевском мужском монастыре действует Крестовоздвиженский Собор, есть даже такое мнение, что в дореволюционные годы этот собор по своим размерам был третьим в России, после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского Собора в Петербурге. Удивительно! Православный человек в России воздвигал величественные храмы, которые при современных возможностях нам не всегда удается построить, сам жил скромно, спал на соломе, круглый год трудился. Тем самым Божий народ придавал исключительное духовное значения тем событиям, в честь которых он называл Храмы.

Корреспондент: А в чем духовное значение Воздвижения Креста Господня?

Иерей Максим: В Римской империи Крест использовался как орудие смерти, с помощью которого казнили самых страшных преступников.

Корреспондент: Типа гильотина, виселица и электрический стул!

Иерей Максим: Да, только страшнее, потому что на Кресте человек умирал не сразу. Такую смерть принял наш Бог из любви к человеку. Для того, чтобы спасти человека от смерти, для того, чтобы победить смерть – воскреснуть. Крест стал для нас символом Жизни, знаменем Победы над смертью. И у каждого христианина существует свой личный Крест, который он несет, на котором подобно Христу распинается, умирает и оживает!

Корреспондент: Что значит распинается и умирает?

Иерей Максим: «Нести свой крест» – это образное выражение, которое означает жизненный путь ради Христа до победного конца. И этот путь труден, зачастую непосилен для человека. Часто мы ассоциируем это выражение со скорбями и болезнями.

Корреспондент: А что все-таки может быть в жизни обычного человека его Крестом, кроме болезней и страданий?

Иерей Максим: Любое жизненное обстоятельство, через которое человек освобождается от своего эгоизма, забывает о своем «Я», вырывается из плена греховной жизни. Несение своего Креста для христиан является радостью, которая приближает человека к Богу. Мы не рассматриваем несение креста как тяготу и непомерный труд, наоборот, как лекарство и способ обретения святости.

Корреспондент: Можно ли сказать, что для священника его служение является несением Креста?

Иерей Максим: Конечно, ведь священник, помимо нательного креста, носит еще и наперсный Крест, который одевается ему епископом при иерейской хиротонии, на обратной стороне написаны слова апостола Павла: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Собственно, выполнение этих слов и укоренение их в своей жизни и является несения Креста для священника.

Корреспондент: о.Максим, помимо того, что вы настоятель Храма, также вы являетесь благочинным церковного округа, для нас это словосочетание редкое и не совсем понятное, поясните, пожалуйста, кто такой благочинный и что входит в церковный округ?

Иерей Максим: У каждого священнослужителя есть свои дополнительные послушания, например, настоятельство. Но ведь не все священники являются настоятелями. В г. Екатеринбурге многоштатные приходы, в котором один настоятель и несколько священнослужителей – клириков. В сельской местности, в основном, все приходы одноштатные, в который священник является настоятелем. Помимо этого, многие священники духовно окормляют воинские части и подразделения силовых структур, пожарные части, некоторые трудятся в окормлении больниц и приютов. Также есть и послушание благочинного. Екатеринбургская епархия разделена на церковные округа — благочиния. Это деление в основном проходит по административным границам муниципальных образований. Во главе благочиния Правящим Архиереем назначается благочинный, он является координатором приходов данного округа, доводит Епархиальные поручения Владыки до настоятелей и контролирует их исполнение.

Нижнесергинское благочиние было организовано 23 августа 2011 г. указом Владыки Митрополита Кирилла, и благочинным был назначен протоиерей Константин Савченко, настоятель Введенского Архиерейского подворья п. Верхние Серги. Через два года отец Константин был переведен в Первоуральск, а исполнять обязанности благочинного поручили мне.

Корреспондент: Нижнесергинское благочиние включает в себя приходы Нижнесергинского района?

Иерей Максим: Не совсем. Нижнесергинское благочиние включает в себя территорию Нижнесергинского муниципального района, а также Бисертского городского округа. На сентябрь 2018 г. приходов зарегистрировано 17, а священнослужителей в благочинии 11.

Корреспондент: Священников меньше, чем приходов. Это кадровый дефицит?

Иерей Максим: В Церкви в последние годы постоянно кадровый дефицит, поскольку открываются новые приходы, строятся храмы. Также Нижнесергинское благочиние включает в себя села, поселки и деревни, численность которых порой меньше 100 человек. Естественно, что прихожане малочисленных приходов не смогут содержать священника, поэтому такие приходы становятся «приписными» приходами больших храмов. Я, например духовно окормляю Казанский приход д. Сосновый Бор. Поселок Красноармеец (Конезавод) и п. Тюльгаш окормляет иерей Василий Рекун, настоятель Вознесенского Собора г. Михайловска. Настоятель Храма Серафима Саровского п. Бисерти иерей Андрей Федореев по субботам совершает богослужение в Казанском храме п. Киргишаны и храме во имя свят. Николая Чудотворца п. Первомайский.

В последние годы стали восстанавливаться храмы не только в городах и больших населенных пунктах, но и в деревнях и селах. В 2015 г. был построен Казанский Храм в д. Сосновый Бор, открыт второй приход в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в п. Верхние Серги. В 2018 г. заложен храм в п. Первомайский Бисертского городского округа, сегодня готовится закладка храма в п. Красноармеец.

Корреспондент: А много ли еще в Нижнесергинском благочинии не восстановленных Храмов?

Иерей Максим: Можно сказать, что полностью восстановлен Введенский храм п. Верхние Серги. Все остальные храмы в той или иной степени реконструируются. В этом году в августе месяце демонтируется аварийный пристрой с западной стороны Вознесенского собора г. Михайловска — это большой сдвиг в восстановлении исторического облика Вознесенского собора. Надо отметить особую заботу о соборе главы города Михайловска Петухова Михаила Васильевича и семью Слесарева Александра Германовича, который построил храм и помогает приходу Архистратига Михаила г. Михайловска. Мама Александра Германовича, Валентина Николаевна, еще с 90-х годов была в составе тех неравнодушных людей, которые стали первыми восстанавливать Вознесенский собор, а сегодня уже и внук Михаил подключился. Целая династия благодетелей.

Корреспондент: Кроме богослужений и организации строительных работ, чем ещё занят священник?

Иерей Максим: Храм – это дом Божий, поэтому параллельно с восстановлением, реконструкцией и строительством храмов происходит и восстановление души человека. В храме созидается община православных христиан. И сегодня мы работаем уже не столько над стенами зданий храмов, сколько над созиданием приходов, работа ведется с отдельным человеком, с каждым приходящим в храм. Статистика говорит нам о том, что население района процентов на 90% крещеное, а в храме на воскресном богослужение бывает 3-5% от этого количества. Поэтому наша работа и заключается в воцерковлении этих людей — крещеных, но не в полной мере духовно образованных.

Корреспондент: Скажите, как происходит это духовное образования? Организованы специальные школы?

Иерей Максим: В церковной практике используют различные формы научения человека церковной жизни, это называется катехизация, — например, через социальное и молодежное служение. Приход — это не только храм, но в первую очередь – это община людей (во всяком случае, мы к этому стремимся), и жизнь общины многогранна. Там, где здание Храма ремонтируется, прихожане объединяются для помощи в этом деле и через это становятся ближе к церковной жизни и друг к другу. Там, где Храм уже отремонтирован и благоукрашен, у прихожан есть возможность свои силы направить уже на просветительскую деятельность, организовывать приходские праздники, совершать паломнические поездки, вместе читать Слово Божией и святых Отцов — творить добрые дела во славу Божию.

Однако одно другому не мешает, можно и Храм восстанавливать, и созидать приходскую жизнь. Главное, чтобы в этом деле не было перекосов: бывает, одно развивается, а на другое и сил не остается.

Корреспондент: Сегодня в общеобразовательных школах введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Родители выбирают для своего ребенка один из модулей, который будет изучаться в 4 классе. Как обстоит дело с выбором «Основ Православной культуры» в школах Нижнесергинского благочиния?

Иерей Максим: Более половины родителей выбирают ОПК для изучения своими детьми, это примерно 250-280 школьников. Этот предмет не церковный, в нем рассказывается о культуре, которая создана под влиянием Православия, как, впрочем, и вся культура России.

Корреспондент: о. Максим, а кто ответственен за развитие прихода и перед кем?

Иерей Максим: Мы все как христиане несем ответственность за жизнь наших близких, за храмы, за наше Отечество. Но мера этой ответственности у всех разная, я бы сказал, посильная. Настоятель назначается правящим Архиереем, и ему в первую очередь держать ответ перед начальством и Богом, ведь забота о храме и своих прихожанах – это не просто его работа, а дело личного Спасения. Есть русская поговорка: «Какой поп, такой и приход».

С другой стороны, священник в одиночку все сразу сделать не сможет. Иногда человек приходит в храм, как в магазин, с намерением купить себе духовые блага. В его сознание храм – это некий религиозный торговой центр, в котором он за пожертвования приобретает себе духовные услуги. А жизнь в общине — это другое отношение к храму, которое предполагает личностное отношение человека и Бога. И храм – это место встречи, место общения человека и Бога. Для этой встречи совсем не обязательно платить деньги, как это сейчас часто преподносят в различных СМИ. Богу нужно сердце человека, а не его деньги.

Корреспондент: А как же пожертвования? Для чего тогда они нужны?

Иерей Максим: В Ветхом завете для содержания церкви была установлена обязательная десятина. Сегодня все содержание храма, как и раньше, ложится на его прихожан, но уже не обязательно, а добровольно. И вот здесь важный момент: если ты часть общины, любишь свой храм, то в этом случае для тебя понятно материальная ответственность за состояние храма, потому что ты в нем молишься. Храм становится для тебя вторым домом, и порой заботы о храме ставятся христианином на первое место. Церковь отделена от государства, поэтому расходы по содержанию храмов, священника и служащих Церкви оплачиваются за счет пожертвований.

Корреспондент: А что входит в статью расходов «содержание храма»?

Иерей Максим: Здания храмов необходимо отопить в зимний период, также оплатить электроэнергию. Постоянно что-то ломается, приходит в негодность: то насос в скважине сгорел, то труба потекла, или колосник в печи прогорел, или крыша потекла. Сюда входит ежегодный ремонт, побелить и покрасить. Уборка территории, канализация и другие хозяйственные нужды, которые оплачиваются приходами самостоятельно. Мы не говорим уже о том, что некоторые храмы были разрушены в годы богоборческой власти, и сегодня некоторым храмам требуется капитальный ремонт, реконструкция. Настоятели приходов обращаются к благодетелям, если они существуют у храмов, а если их нет, то просят с амвона своих прихожан – помогите оплатить ремонт Храма….

Корреспондент: Расскажите о священниках, которые служат в храмах Нижнесергинского благочиния?

Иерей Максим: Начну с иерея Александра Смирнова, это скромный и глубоко верующий человек, настоятель Храма свят. Николая Чудотворца в с. Кленовском. Батюшка уже более двадцати лет несет свое священническое служение, восстанавливает храм, памятник архитектуры, в котором служил еще его дед, диакон Феодот Смирнов, репрессированный и расстрелянный в г. Туринске.

В п. Дружинино служит иеромонах Аркадий (Логинов), настоятель трех приходов: в п. Дружинино, в с. Первомайском (Гробово) и в военном городке Нижние Серги-3. Отец Аркадий помимо того, что совершает богослужение, еще и преподает в Екатеринбургской Духовной Семинарии церковную дисциплину Литургику.

В благочинии есть еще один иеромонах – отец Тихон (Щербаков), в 2017 году назначенный настоятелем Введенского подворья п. Верхние Серги. Он, как и о.Аркадий, является сотрудником ЕПДС, помощником дежурного. Несколько раз в месяц по графику о. Тихон трудится в семинарии, также он несет послушание и в хоре духовенства, который в дни особых праздников поет за Архиерейским богослужением.

Корреспондент: Как о.Тихон все успевает, он еще и ведет активную жизнь в социальных сетях, слышал о нем, как о «батюшке-онлайн»?

Иерей Максим: Да, действительно, большая нагрузка. Мы объясняем это тем, что о. Аркадий и о. Тихон монахи. Во-первых, у них есть возможность больше молиться, так как они дали обет безбрачия и не обременены семейными заботами. Господь помогает им и дает силы и возможности.

В Вознесенском Соборе г. Михайловска трудится иерей Василий Рекун, отец 5 детей. У него недавно родился внук.

В храме Михаила Архангела г. Михайловска настоятель иерей Алексей Суханов развивает движение трезвости. По его инициативе при Администрации Нижнесергинского района создано Попечительство о народной трезвости, которое не столько борется с пьянством, сколько занимается воспитанием трезвого образа жизни, рассказывает о трезвости как о христианской добродетели.

В Бисерти иерей Андрей Федореев, настоятель храма Серафима Саровского, сегодня достраивает храм. В январе этого года Владыка Митрополит совершил первое Архиерейское богослужение в этом храме. Если вы бываете в Бисерти, обратите внимание на то, что этот храм двухэтажный, первый этаж каменный, в котором размещается предел в честь иконы Божией Матери Умиление, и второй этаж деревянный со многими куполами – Храм Серафима Саровского.

В г. Нижние Серги, Михайловске и в п. Верхние Серги действует по два прихода. Владыка Митрополит Кирилл в мае этого года рукоположил во иереи о. Владимира Софронова, он сейчас еще набирается опыта, учится приходской жизни и служит клириком в Введенском храме и в храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Отдельно надо сказать о настоятеле храма Иоанна Предтечи г. Нижние Серги о. Антонии Орехове, стараниями которого было достроено здание Воскресной школы и реконструируется здания Иоанно-Предтеченского храма. Храма, который в советское время не закрывался, действовал. В нем приняло Таинство Крещение почти все крещеное население Нижнесергинского района. Храм находится на территории кладбища, в нем совершают сегодня погребение почти всех жителей города Нижние Серги. Этот храм дорог сердцу нижнесергинцев, у каждого есть свои личные воспоминания, связанные с этим приходом.

В п. Атиг в храме Тихвинской иконы Божией Матери служит иерей Николай Акимов, в этом году по благословению Владыки в этом Храме стараниями о.Николая открыт краеведческий музей поселка Атиг.

Также надо сказать об иерее Иоанне Белавине, сегодня находящемся за штатом по состоянию здоровья. Он в 2011-2015 годы начинал восстанавливать Крестовоздвиженский Храм.

Корреспондент: Вы все рассказываете о строительстве, ремонте зданий храмов. А что для нас, людей редко бывающих в храме, было бы интересно узнать о внутренний жизни приходов, которую не видно снаружи?

Иерей Максим: Приходите, увидите! Думаю, что люди идут к людям. Для тех, кто редко бывает в Храме, внутренняя жизни прихода не сразу заметна, но она есть и развивается. Почти в каждом приходе действует Воскресная школа. В Нижних Сергах развивается православное молодежное движение. Ребята смотрят фильмы, участвуют в приходских праздниках. На «Царских днях» помогали волонтерами на Ганиной Яме встречать паломников.

Корреспондент: Есть такое мнение, что в храмы ходят люди пенсионного возраста. Какой возрастной контингент сегодня является вашими прихожанами? Как Вы привлекаете молодежь?

Иерей Максим Крылов: Сегодня мы видим позитивную тенденцию омоложения состава прихожан. Все чаще на воскресное богослужение приходят семьи, мужчин становится больше, подрастают дети. Но сказывается проблема всех маленьких городов, молодежь остается в мегаполисах, уезжает учиться и не возвращается. Некоторые уезжают работать в Екатеринбург. Есть и интересная особенность, некоторые горожане уезжают из Екатеринбурга в деревню в поисках здорового образа жизни, и за нормальными условиями для воспитания своих детей в труде.

В молодежном служении мы хорошо сотрудничали с объединением патриотических клубов «Дружина». Его руководитель Яковлев Артем Александрович – творческий и интересный православный человек. Вместе с этими ребятами в 2013, 2014 и 2015 годах проходили спортивные сборы в поселках Бисерти и Верхних Сергах. Каждый раз на месте сборов в полевых условиях ставился походный храм-палатка и служилась Божественная Литургия, за которой некоторые ребята молились впервые, а для некоторых участников сборов исповедоваться и причаститься было единственной возможностью, поскольку в обычной жизни у себя дома они не приобщены к Храму.

Два года подряд в 2016 и 2017 годах молодежный отдел Екатеринбургской епархии проводил ежегодный слет православной молодежи. Ребята приезжали со всей митрополии. Было здорово! В 2016 г. слет проходил в парке Оленьи ручьи, в 2017 г. в детском оздоровительном лагере Спутник п. Верхние Серги. Мы учимся на подобных мероприятиях.

Корреспондент: Чего не хватает на приходах, каковы ближайшие планы?

Иерей Максим: Не хватает живого общения! Батюшки обычно заняты либо богослужением, либо хозяйственными заботами, либо еще где-то находятся. В результате люди не избалованы общением со священником. Чувствуется нехватка на территории Нижнесергинского благочиния детского православного лагеря в летнее время, мы планируем его организовать на базе прихода «Взыскания погибших» в п. Верхние Серги», поскольку рядом с храмом удобное и красивое место, на котором в прошлом году мы проводили слет учащихся воскресных школ. Очень не хватает фольклорного этнографического ансамбля. Русская народная культура умирает, наше поколение мало умеет петь, а дети сегодня больше смотрят и слушают, пассивно наблюдают жизнь в экранах своего телефона. Поэтому мы стараемся усилить работу с детьми и подростками. Отец Алексей Можегоров, бывший настоятель Иоанно-Предтеченского Храма, завел добрую традицию ходить крестным ходом по городу на Пасху и организовывал «Зарницу», детскую военно-спортивную игру для учащихся воскресных школ. Организацией «Зарницы» занимаются родители учащихся, через это порой знакомятся с церковной жизнью.

Корреспондент: о. Максим, спасибо Вам за интересную и содержательную беседу!

Иерей Максим: Спаси Господи!

(236)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *